Сайт является копией сайта КрасГУ по состоянию на октябрь 2007 г.
В 2006 г. КрасГУ вошел в состав Сибирского федерального университета.
Газета =Университетская жизнь=


Красноярский государственный университет Учредитель ректорат № 13 (789) 5 октября 2005г.

КрасГУ Архив Последний номер Контакты
ТЕПЕРЬ ТЫ В КУРСЕ
НА БЕГУ
Врачующий солнцем
НЛП БУМАГА: от карты до халтуры
Технология — это ликвидный товар
В науке нет границ…
МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ — ПОРАЖАЕТ!
Сказ о том, как студенты слетались…
ПОЭТИЧЕСКАЯ СИБИРИАДА
Я биолога узнаю по одежке…
"Мы все в плену у атмосферы…"
Куда пойти, куда податься, кого найти и чем заняться?..


ТЕХНОЛОГИЯ — ЭТО ЛИКВИДНЫЙ ТОВАР

Конкурентоспособность любой страны в условиях рыночной экономики зависит от ее способности генерировать инновации, использовать результаты научных исследований и разработок для развития государства.

Опыт передовых стран показывает, что для выхода в лидеры нельзя жить сегодняшним днем, необходимо использовать передовые знания о мире, обществе, технологиях и пр. Причем варианты использования могут быть очень разнообразными. Есть пример США — с высоким уровнем затрат на фундаментальные исследования и разработки. Или государства Юго-Восточной Азии (Корея, Тайвань, Сингапур), чьи достижения в основном базировались на "диффузии знаний", что в технологической сфере выражается в стремлении приобрести существующие технологии с последующей адаптацией к конкретным условиям рынка и, наконец, усовершенствованием ее. Сейчас свой вариант демонстрирует Китай: бурный рост инвестиций в науку и образование, транспортную инфраструктуру; льготы инновационным предприятиям; создание промышленных зон высоких технологий и пр.

У России есть огромный инновационный потенциал (включающий в себя портфель нереализованных или реализованных только в оборонных отраслях открытий и изобретений), у нас есть высококвалифицированные кадры (способные вести научные изыскания и претворять в жизнь новейшие технические решения), у нас есть опыт реализации грандиозных проектов. Но необходимо понимать: бурный темп развития мировой науки приводит к тому, что новации быстро "стареют". Невостребованные кадры либо уезжают за границу, либо теряют квалификацию. Напрашивается единственный вывод: России необходимо срочно реализовывать свой инновационный потенциал.

Суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время составляет, по оценкам экспертов, около 60% всего валового общественного продукта, а темп роста торговли ими опережает темпы роста продаж других товаров. Так, если в 1990-х годах суммарный объем торговли технологиями в мире оценивался в диапазоне от 20 до 50 млрд долларов, то в 2000 г. — уже на уровне 500 млрд долларов.

Причин данного экономического эффекта несколько. Приобретая технологию, фирма за относительно короткий срок достигает мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, выходит на новые рынки сбыта и увеличивает объем экспорта. Покупка технологии позволяет получить преимущество в виде значительного сокращения собственных затрат на НИОКР при достижении идентичных результатов. Так, по оценкам, каждый доллар, расходуемый на импорт лицензии на иностранную технологию, по эффекту эквивалентен в США примерно 6,2 дол., Великобритании — 3,1 дол., во Франции — 5,4 дол., в Японии — 16 дол., инвестируемым в НИОКР.

Трансфер технологий — один из инструментов, при помощи которых результаты научно-технической деятельности могут принести "пользу" как автору изобретения, организации в которой он работает, так и стране в целом.

Трансфер технологий — это совокупность организационных, технических и управленческих методов, способствующих передаче знаний, опыта, прав на интеллектуальную собственность, полученных в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах, в другие сферы человеческой деятельности для коммерческого и некоммерческого применения.

В феврале 2005 года в КрасГУ при НОЦ "Енисей" по решению ректората университета создан отдел трансфера технологий (ОТТ), основная функция которого, как это уже было отмечено выше, — способствовать внедрению результатов деятельности ученых университета в хозяйственный оборот. В настоящее время научные сотрудники университета занимаются трансфером технологий, но в большей степени некоммерческим (публикации, участие в конференциях, симпозиумах, выставках и пр.). И первоочередная задача, стоящая перед ОТТ, — с помощью ученых КрасГУ найти те научные разработки, которые будут востребованы рынком, оформить их соответствующим образом и оказать содействие по продвижению их на рынок.

Первые шаги ОТТ по решению обозначенной выше задачи: определение инновационного потенциала университета, формирование пакета проектов, перспективных для коммерциализации, вовлечение в инновационный процесс молодых ученых и студентов (организация студенческого инновационно — образовательного центра, подробнее на www.stioc.kmforum.ru). Основой проекта, перспективного для коммерциализации, может быть любой объект интеллектуальной промышленной собственности (устройство, способ, вещество, штаммы микроорганизмов, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, "ноу-хау"), от оригинальной идеи, реализация которой позволит получить продукт или технологию, востребованную рынком, до лабораторной технологии, воссоздание которой в промышленном масштабе может принести значительные доходы.

Реализация проекта предполагает либо продажу заинтересованным лицам прав на объекты промышленной интеллектуальной собственности (ОПИС), созданные в рамках университета, либо формирование на базе ОПИС малых наукоемких производств и выход на венчурный рынок. Сомнений в необходимости создания и функционировании ОТТ в университете нет. За рубежом результаты научных исследований давно уже стали наиболее ликвидным товаром. Для наглядности приведем выдержку из статьи Лукьянова Е., Брендинг. Неучтенные миллиарды// Эксперт.-2001.№10: "На западном рынке постоянно растет доля нематериальных активов в рыночной стоимости компаний, как отраженных, так и не отраженных в балансе. По данным Британского Института защиты товарных знаков, за период с 1980 по 2000 г. в Англии и США только 30% рыночной стоимости компании составляют материальные активы, все остальное нематериальное: ноу-хау, патенты, деловая репутация, авторские права, товарные знаки. Так, в British Petroleum соотношение материальных и нематериальных активов оценивается как 29:71, а в компании Coca-Cola — 4:96!"

А.В. БУХАРОВ, руководитель отдела трансфера технологий КрасГУ (т. 43-39-18)

 

КрасГУ Архив Последний номер Контакты

© Copyright by Krasnoyarsk State University
KrasSU LAN Inform, 2005